ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ШКОЛЫ
Тема: «Школа – центр воспитания успешного труженика села».
Цели:
1)развитие личностного роста, через воспитательную программу и систему элективных курсов по растениеводству
2)дать знания и умения, для дальнейшей жизнедеятельности в современном рыночном обществе.
3) воспитание самоуважения, уверенности в себе, чести, достоинства, инициативности, энергичности и настойчивости в выполнении любого дела .
- осознанной потребности в труде и интерес к с/х профессиям;
-повышения уровня физического развития и физической подготовки учащихся.
4) осознание необходимости труда на благо школы, принятие посильного участия в создании материальных ценностей
5) воспитание культуры труда и умение ценить труд.
Основные воспитательные направления.
- духовно- нравственное «Красота души- залог успеха
- трудовое «Трудовые руки молодых – украсят землю»
- спортивно- оздоровительное «В здоровом теле- здоровый дух»
Участники программы учащиеся с 1 класса по 11 класс
1.Краткая аннотация документа.
Программа развития школы разработана педагогическим коллективом на период с 2011 по 2014г. В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического коллектива. Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащихся, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.
Чтобы выжить сельской школе в новых современных условиях, надо все внимание обратить на развитие личности учащихся. Назрела необходимость в нашем селе создание программы «Школа- центр воспитания успешного труженика села». Школы, которая позволит ученикам реализовать свое право на труд, оценить свои интересы, потенциальные способности, умения, навыки, с тем, чтобы спрогнозировать дальнейшую профессиональную деятельность. Это будет школа, в которой будет интересно учиться школьникам и работать творческим педагогам. Школа, которая поможет каждому реализовать свой потенциал и быть успешным. Школа, которая воспитает самостоятельную личность и готовит школьников к активной жизни. Школа, которая стремится стать не только образовательным учреждением, но и гражданским и культурным, общественным ресурсным центром села.
В связи с этим многие положения программы развития школы отражают приоритетные направления развития российского образования и программы развития образования Тайшетского района.
2.Информационная справка о школе.
Шелаевская средняя общеобразовательная школа создана 1 сентября 1971года. Школа имеет статус общеобразовательной школы с традиционным и развивающим обучением.
Школа включает в себя три ступени.
Первая ступень обучения - начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся: от 6,5 до11 лет. Обучение осуществляется по развивающей программе «Гармония».
Вторая ступень обучения - основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Обучение осуществляется по традиционным программам. Основная цель – повышение качества образования через применения на уроках новых педагогических технологий, ориентация на предпрофильное обучение.
Третья ступень обучения - старшая школа: продолжительность обучения 2 года. Обучения осуществляется по традиционным программам и программам, которые ориентируют выпускников на профильную дифференциацию, что соответствует принятому в международной практике принципу построения старшего звена школы как предуниверсария.
Школа работает по воспитательной программе «Я- гражданин России». На протяжении ряда лет в школе развивается ученическое самоуправление . детско- юношеский парламент (законодательный орган).
Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: внеурочная деятельность; внешкольная деятельность и воспитательная работа в процессе обучения.
Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает:
- Корректировку учебного процесса, усиление биолого-экологической направленности всех учебных дисциплин;
- Изменение форм и методов, и технологий учебной работы : преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощения личности ребенка в учебном процессе; применение различных технологий на уроке: развивающаяся ,модульная, диалоговая, проектная, исследовательская, личностно ориентированное обучение;
- Ориентация учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях, как «человек», «культура», «отечество», «труд», «знания», «Здоровье», «мир», «земля», которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности развития личности и образуют основу воспитания;
- Создания условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы.
Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика и развитие личностных качеств и ключевых компетенций выпускника школы.
Характеристика социального окружения школы
Социальное окружение школы: сельский дом культуры, детский сад «Буратино»,сельская библиотека, фельдшерский медицинский пункт. Школа состоит в содружестве с сельским домом культуры, детским садом «Буратино» и сельской библиотекой . Фельдшерский медицинский пункт заботится о здоровье учащихся.
Роль школы в социуме: организующая, направляющая, контролирующая и исполняющая. В территориальной образовательной системе эта же роль.
Проблемы окружения ОУ :
- удаленность от крупных культурных центров;
- значительным количеством неблагополучных и малообеспеченных семей, многие из которых мало занимаются вопросами воспитания и развития своих детей;
- низким уровнем информационной культуры населения, что связано с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети;
- отсутствие системы учреждений, обеспечивающих формирование информационной функциональной грамотности населения.
Результаты обследования личностного развития детей, поступающих в школу, показывает, что в 1 класс приходят ребята, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию. Значительность неоднородного ученического контингента и определяет выбор программы «Школа - центр воспитания успешного труженика села».
Объемные данные школы: количество учащихся – 92; классов комплектов- 10; школа занимается в две смены по 6-ти дневной недели, уроки по 40минут,кроме 1 класса. 1 класс -5-ти дневная неделя; уроки по 35 минут, после второго урока проходит динамический час, который длится 40 минут.
Характеристика контингента учащихся.
В школе обучается 84 учащихся, объединенных в 11 классов – комплектов. Образовательный процесс осуществляется в две смены. Продолжительность уроков 40 минут, на первой ступени обучается 38 учащихся, на второй-29 учащихся, на третьей-17учащихся.
Характеристика педагогического коллектива.
В школе работает 15 учителей. Средний возраст педагогов 48 лет. Средний педагогический стаж- 26 лет. Средний возраст администрации -48 лет. Имеют высшее образование- 7(47%); среднее специальное-6(40%) ; высшее профессиональное образование-2(14%). Имеет почетное звание: «народный» «заслуженный»- 1 (7%). Имеют квалификационные категории:
- Высшая- 1(7%)
- Первая – 7 (57%)
- Вторая- 4 (28%).
Характеристика материальной базы.
Образовательный процесс осуществляется в одном учебном корпусе. В школе имеется спортивная площадка, спортивный зал, пришкольный участок, библиотека, столовая, информационный центр (8 компьютеров) и имеется доступ в Интернет, музей «Русская изба», музей «Боевой славы», оборудованный учебный кабинет по технологии, для приготовления пищи.
Нормативно- правовое обеспечение:
- всеобщая декларация прав человека;
- конвенция ООН о правах человека;
- конвенция о правах ребенка;
- конституция РФ;
- закон РФ «Об образовании»;
- национальная доктрина образования в РФ;
- устав школы;
- договор на получение образования между школой и родителями обучающихся;
Система работы с педагогическими кадрами.
- Повышения уровня квалификации (аттестация, курсы);
- овладение и применение на уроках новых педагогических технологий;
- владение педагогами компьютерной техникой и информационными технологиями;
- работа с молодыми специалистами;
- получения педагогами высшего образования.
Основные достижения школы
Шелаевская средняя общеобразовательная школа неоднократно являлась призером конкурса «Лучший школьный двор». Хорошо поставлена в школе работа музея и работа по краеведению. Исследовательские работы по данному направлению отмечены дипломами районного, областного и регионального уровня. Музей «Русская изба» и комната «Боевой славы» в областном конкурсе музеев занял 2 место.
Год | Мероприятия | Уровень | Результат |
2007 | Представление музея в областном конкурсе | региональный | Почетная грамота |
| Становление и развитие молодежного общественного движения в Тайшетском районе | муниципальный | Почетная грамота |
| «Моё слово о Вампилове» в номинации «Драматическое наследие Вампилова на школьной сцене» | муниципальный | Почетная грамота |
| II районный многонациональный фестиваль «Хоровод дружбы» | муниципальный | Диплом |
| Краеведческая конференция «Страницы истории родного края» | муниципальный | Почетная грамота II место |
| Учебные военно-полевые сборы учащихся | муниципальный | Почетная грамота |
| Конкурс «Мастер - класс» | муниципальный | Участие |
| Школа юных геологов | региональный | Участие Свидетельство |
| Легкоатлетический кросс «Осень 2007» | районный | II место |
2008 | Встреча краеведов севера Тайшетского района | муниципальный | I место III место |
| Фестиваль национальных культур «Хоровод дружбы» | муниципальный | Диплом |
| Педчтение «Технология модульного обучения на уроках русского языка» | муниципальный | участие |
| научно – практическая конференция школьников «Байкальское кольцо» | региональный | Грамота |
2009 | Акция «Встречаем крылатых друзей» | муниципальный | Благодарственное письмо |
| Второй этап Всероссийской олимпиады по математике | муниципальный | II место |
| Второй этап Всероссийской олимпиады по литературе | муниципальный | участие |
| Виноградовские чтения «Золотые ворота» | региональный | Диплом |
| II Региональная краеведческая конференция школьников «Историко – культурное и природное наследие Сибири» | региональный | Грамота |
| Научно – практическая конференция «Край тайги, легенд и песен» | муниципальный | I место Диплом |
| Школа юных этнографов | региональный | участие Свидетельство |
| Выставка мастеров народного художественного творчества «Сибирь моя – ты, Русь» | муниципальный | Грамота |
| Методическая выставка экспонатов «Интегрированная направленность обучения технологии, черчения, ИЗО, музыка» | муниципальный | Грамота |
| Выращивание и обработка льна в с. Шелаево | региональный | публикация в сборнике этнографических чтений при Администрации губернатора Иркутской области |
| Акция «Будущее Прибайкалье» немеркнущий подвиг односельчан | региональный | публикация в сборнике «Байкальское кольцо» |
2010 | Соревнования по мини - футболу | районный | диплом |
| Фотоконкурс «Ах, какое оно лето!» | районный | участие |
| Выставка - конкурс детского художественного творчества «Сибирь моя, душа моя…» посвященная 85 – летнему юбилею Тайшетского района | муниципальный | II, III места |
| Методическая выставка разработок учителей физической культуры | муниципальный | участие |
| Конкурс «Лучший двор образовательного учреждения» | муниципальный | II место |
| Конкурс «Новогодняя игрушка» | муниципальный | II место |
За последний год с медалями школу окончили 3 учащихся (2 золотых, 1 серебряная медалей). 74% выпускников стали студентами ВУЗов и средне специальных заведений.
Паспорт программы развития.
Наименование программы | Программа развития « Школа – центр воспитания успешного труженика села» муниципального общеобразовательного учреждения Шелаевской средней общеобразовательной школы на период 2011-2014г.г. |
Основание для разработки | - всеобщая декларация прав человека;
- конвенция ООН о правах человека;
- конвенция о правах ребенка;
- конституция РФ;
- закон РФ «Об образовании»;
- национальная доктрина образования в РФ;
- устав МОУ Шелаевской СОШ;
- договор на получение образования между школой и родителями обучающихся;
- президентская программа «Дети России»;
- решение педагогического совета школы.
|
Заказчик программы | Государство (Россия, администрация Шелаевского муниципального образования, родители, которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования); учащиеся; их родители; педагогическое сообщество. |
Основные исполнители программы | Администрация, педагогический коллектив, передовая общественность села и социальные партнеры. |
Система организации контроля за исполнением программы | Администрация МОУ Шелаевской СОШ, полномочия которой входит: ü текущее системное отслеживание реализации тактических мероприятий программы; ü качественный и количественный анализ эффективности реализуемых мероприятий; ü внесение своевременных и актуальных корректив в изначальный план реализации стратегии. |
Пути решения программы развития «Школа- центр воспитания успешного труженика села». |
Направления | Задачи программы | Условия решения поставленных задач |
1.Модернизация содержательной технологических сторон образовательного процесса Цель. Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. | 1.Обновление содержания школьного образования | 1.Разработка элективных курсов по растениеводству. 3. Повышение квалификации учителей |
2. Внедрение инновационных образовательных технологий | 1.Апробация современных образовательных технологий. 2. Широкое использование проектной технологии на всех ступенях школы. 3. Разработка и описание методики организации учебного исследования и проектирования в старшем звене школы. 4. Использование в образовательном процессе различных форм социальных практик как одного из основных средств, способствующих самоопределению старшеклассника и приобретению им социальных компетенций |
3. Создание системы предпрофильной подготовки 4.Создание гибкой системы обучения на третьей ступени школы | 1.Изучение социального заказа и создание соответствующей системы профилей. 2.Разработка механизма комплектования профильных классов. 3.Разработка критериев отбора выпускников основной школы на профильную ступень обучения. 4. Создание программы психолого- педагогического сопровождения предпрофильных классов. 5. Отработка механизмов выбора профиля учащихся с привлечением психологической службы школы и специалистов по профориентации 1. Создание программы психолого-педагогического сопровождения профильных классов. 2. Установление контактов между школами и другими образовательными учреждениями по вопросам организации профильной школы и различных форм учебного процесса. 3.Разработка программы мероприятий и курсов повышения квалификации по проблемам профильного обучения. 4. Внедрение новых способов стимулирования учебно- познавательной деятельности школьников и оценивания учебных достижений учащихся. 5. Решение проблемы перегрузок учащихся в профильных классах. 6. Определение объема содержания профильных и общеобразовательных дисциплин. |
2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса. Цель. Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетентности педагогов способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. | 1.Осуществление курсовой подготовки учителей. | 1.Организация курсов повышения квалификации педагогов направленных на разработку проектов социальной и профессиональной направленности. 2. Проведение в рамках школьных методических объединений разноуровневых и интегральных курсов по изучению проблем профильной школы. |
2.Совершенствование методической службы школы. | 1.Совершенствование системы внутришкольного контроля. 2. Организация работы «Школы молодого учителя». 3. Организация «Школы повышения мастерства». 4. Организация фестиваля МО. 5.Разработка индивидуальных и совместных творческих объединений и их защита. |
3.Психологическое сопровождение деятельности учителя. | 1.Консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов. 2. Информирование педагогов о результатах психологических исследований. 3.Содействие педагогическому коллективу в обеспечении психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. 4. Формирование у педагогов , школьников и их родителей в психологических знаниях и желании использовать их в своей педагогической деятельности. |
4.Внедрение современных образовательных технологий. | 1.Внедрение технологий дифференцированного и развивающего обучения. 2.Внедрение технологий проблемного ,проектного и игрового обучения. 3. Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъектного опыта ученика. |
5.Целенаправленное формирование ключевых компетенций. | 1.Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания. 2. Предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих объединений. |
3.Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства. | 1.Подготовка учителей к использованию информационных технологий в образовательном процессе и формированию функциональной грамотности учащихся школы. | 1. Освоение педагогами персональных компьютеров и информационных технологий. 2.Прохождение учителями курсов по освоению современных технологий. 3. Внедрение информационных технологий в образовательную практику. 4.Целенаправленная работа по формированию функциональной информационной грамотности учащихся. |
4.Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого- педагогического сопровождения учащихся. 5.Создание кролиководческих и растениеводческих бригад. Цель: подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. | 1.Создание службы медико-психолого-социально-педагогического сопровождения учащихся. | 1. Разработка и реализация комплексной программа построения здоровьесберегающей среды школы. 2. Валеологическое образование педагогов по программе здоровьесберегающей педагогики. 3. Сотрудничество с медицинским фельдшерским пунктом в решении проблемы реабилитации здоровья учащихся. 4.Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения |
2.Мониторинг динамики психофизического развития учащихся и условий для сохранения и развития здоровья школьников. | 1. Разработка системы критериев и показателя качества медико-психолого-социально-педагогической работы по реализации идей здоровьесбережения. 2.Организация мониторинга состояния здоровья школьников. |
3.Внедрение технологий здоровьесбережения и создание здоровьесберегающей среды в школе | 1.Разработка и проведение мероприятий , которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных социальными аспектами жизни школьников(внедрение сбалансированного разнообразного питания; мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения и т.д.) 2. Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, родителей и педагогов. |
4. Разработка технологий медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся. | 1. Обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей. 2. Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении. 3. Формирование у обучающихся и воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию. 4. Профилактика и преодоление отклонений в психологическом здоровье учащихся. |
5. Создание системы медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в ходе профильного и предпрофильной подготовки. 1.Привитие элементарных знаний, умений по ведению домашнего хозяйства. 2. Уважение к труду, стремление получить сельскохозяйсвенную профессию. 3.Воспитание у детей любви к живой природе. | 1.Изучение потребностей учащихся и их семей при организации профилей. 2. Разработка методики отбора в профильные классы. 3. Создание психолого- педагогической поддержки школьников в период адаптации к новым условиям обучения в старшем звене. 4.Разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации психолого- педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофиля и профиля учащихся. 5. Осуществление профориентации и профессионального самоопределения с учетом здоровья и психофизических особенностей каждого ученика. 1.Через элективные курсы, факультативы и уроки изучить теорию по кролиководству и растениеводству. 2.Создание информационного агентства, чтобы знакомить село с результатами и достижениями своего труда через размещение материала на сайте, выпуск буклетов, газетные публикации в «Бирюсинской Нови». 3.Создание условий для проектной деятельности. |
Основные направления реализации программы (через что)
- Строительство теплицы ( её функционал: с февраля по ноябрь)
- Выращивание овощей (огурцы, помидоры, зелень, перцы, редис, рассада цветов). Выращивание в летний период , для школьной столовой (свекла, морковь, лук, капуста, картофель)
- Сбыт продукции:
- обеспечение школьной столовой свежими овощами и зеленью;
-реализация части продукции, через ЧП Тахватулина В.В. (договор)
-оформление школьных участков цветниками и клумбами;
-реализация части рассады на село, через ЧП Тахватулина В.В. (договор)
-поступление денежных средств от реализации овощей и цветов, расходовать на семена, садовый инвентарь, посадочный материал ( саженцы кустарников: смородина, крыжовник, малина, черноплодная рябина)
- Возрождение крестьянских традиций по приготовлению блюд из овощей и ягод, через реализацию духовно- нравственного направления воспитательной программы. Выпустить сборник «Рецепты Шелаевских бабушек»
- Занятие рукоделием, через реализацию трудового направления воспитательной программы( вышивка, плетение кружевов , поделки из природного материала
Ожидаемые результаты реализации программы развития.
Ожидается, что в результате реализации программы развития произойдет:
- развитие здоровьесберегающей среды, способствующей у школьников потребности в ведении здорового образа жизни;
- Получив полный объём знаний (за 11лет) и сельскохозяйственную профессию, выпускник школы будет готов к участию в производительном труде на селе ,адаптирован к новым социально-экономическим условиям, сумеет грамотно организовать работу крестьянского, фермерского хозяйства.
- В случае выбора выпускником иной не сельскохозяйственной профессии, объём полученных знаний и практических навыков может быть использован в быту (в работе на приусадебном участке, даче и т.д.
Концепция развития школы
Миссия школы
Воспитание человека- труженика, который сможет эффективно распоряжаться главным богатством – землей.
Образ выпускника.
Эта личность, способная адаптироваться к условиям современных требований: всесторонне развитая, способная реализовывать знания и умения на практике, способная творчески мыслить и трудиться, применяя новые технологии, осознающая ценности нравственных качеств человека; интеллектуальный, здоровый, сильный, мобильный, наделенный крестьянской культурой(добротой, трудолюбием, честностью), который имеет активную жизненную позицию, доброжелательный к ближнему, ответственный перед землей, природой. Понимающий , что труд на родной земле всегда был благороден и почитаем
Комплексная воспитательная программа.
Пояснительная записка
С раннего детства сельский ребенок наблюдает, как родители работают
на приусадебном участке, подсобном хозяйстве, готовят дом к зиме
(вставляют и замазывают окна, засыпают чердак, утепляют подвальные окна
и отдушины, изготавливают домашнюю утварь, ремонтируют надворные
постройки). Важно, чтобы школьники были не пассивными, а активными
участниками в труде взрослых. Это помогает им в дальнейшем удачно
организовывать самостоятельную жизнедеятельность.
Наша школа функционирует на основе принципа демократизации отношений, партнерства и добровольчества в самореализации субъектов образования.
Сегодня все чаще затрагиваются проблемы движения агрошкол на современном этапе модернизации российского образования, вопросы обновления содержания образования в условиях агрошколы. В сельской местности ухудшаются условия хозяйственно-экономической деятельности, снижается уров