Историческая справка.

На фото село Шелаево в начале 20 века.

 

 

 

Много сел по бескрайней территории страны, но среди всех выделяется мое село.

Село очень старое, ему более 300-сот лет.У него очень богатая история. Мы  хотим, чтобы эта история не забывалась.

Шелаево находится в северо-западной части Тайшетского района вблизи административной границы Краснояркого края и Иркутской области: 56 30 с.ш.,98 в.д.. Село лежит в долине р.Бирюсы, являющейся притоком р. Чуны ( Уды), которые протекают по территории Приангарского  плато.

Выгодно расположено село на участке ж/ дороги: "Решоты- Чунояр", относящейся к Восточному участку "Транссибирской магистрали". Районныйй центр- Тайшет.

Из краткого описания приходов Енисейской Епархии( 1916 г.) мы узнали, что с. Шелаево получило свое название от первого поселенца- Шалая. Село имеет длинную и интересную историю: "...Летом 1726 года с Ангары вверх по Тасеевой поднимался на шитике( шитая лодка) безвестный пловец. Проплыв ровно сотню вёрст по безлюдной реке, гребец увидел широкое бурное устье: речка здесь раздаивалась. Это были сибирские красавицы Она(Бирюса) и Уда(Чуна). Поразмыслив немного, человек круто повернул вправо.Он выбрал правый, западный рукав  устья и поплыл вверх по Оне- Бирюсе. Первой деревней, которую он встретил по Бирюсе, была д. Федино.

-  От Федьки Рукосуева наша родова пошла,- рассказывали местные жители.

-  Есть ли выше какой народец?

-  Как же ! Сколь проплыл, ещё столь гребнями отмахаешь, а то более, увидишь заику. Сородич наш, Шелай Рукосуев её поставил.

... Но легенда есть легенда, а если брать во внимание более серьёзные источники, то с.Нижняя Заимка возникло в 1690 году, а обосновал её Демьян Кочергин из волостного села Шелаево. Повидимому село наше возникло еще раньше.

 Из газеты "Сибирь" 1880 г. я узнала, что местоположение гористое и таёжное. Шелаево до 1940-х годов относилось к Канскому уезду, Енисейской губернии. Оно находилось от Красноярска в 620 вёрстах, от Канскав 185 километрах. В двухстах метрах от с. Шелаево находится  озеро Солонечное, где произрастает реликтовое растение - чилим. Село расположено вдоль реки. Из И.с.в. 1872 г № 21 стр. 261- 268 говориться , что в Канском  округе, на сев. вост. по течению реки Бирюсы(Оны) раскинуто 13 деревень, известных под названием Онских селений. В середине Онских находится две небольших деревушки, носившие общее название" ярки", расположена одна от другой в 3-х верстах, по правую ( Пахомово), и по левую ( Шалаево).  Из газеты "Сибирь" ( 1880 г. № 1 стр. 4-5) говорится, что самое большое село на Оне с. Шелаевское, которое состояло из 26 дворов. Остальные 10 и менее дворов. Благодаря отдаленности своей ,как нельзя лучше способствует , обитающим в них звероловам , вести жизнь самобытную, патриархальную, установившеюся между ними по обычаям. Лесная глушь, лесная жизнь и постоянное отчуждение их от сообщества сторонних людей положили какой-то особенный отпечаток. 

В силу такого положения, у них все общественные и частные дела решаются своими "стариками".., которые являются в этих случаях компетентными судьями, и на приговор которых никогда аппеляций не приносится. Попробуй-ка, недовольный их приговором, обжаловать его начальству, тогда лучше отживай свои дни: мало того, что "старички" все  меры отстоят своё решение; поэтому злополучному жилья не будет на селе, ни на сходку, ни в дом, ни куда ему нельзя будет показаться, везде его встретят укором. "Старички" сильно стоят за свой авторитет и с помощью своих семей и отношений поддерживают своё общественное влияние .Если нужно произнести какое-нибудь дознание или проверить  хлебные запасы, или расспросить о чем-нибудь, где требуется менее сведущих людей, всегда впереди старички. Ответы их уклончивы, сведения сообщают неохотно, каждое слово как допрос, а если кто-нибудь из молодых бухнет напрямик, то на него все уствятся. Во избежание ответственности онцы как услышат о приезде начальства, то всех этих авантюристов спроваживали или на гумно своё - тайгу, либо по Оне на плотах спускали вниз.

За 75 вёрст шелаевцы ходили на Чуну в церковь, а потом попросили, чтобы у них тоже построили церковь.

10 ноября 1857 года по благославению  Парфения, епископа Томского и Енисейского разрешено построить церковь, с образованием в Онских селениях самостоятельного прихода, отдельно от Чунского.

Священник Иоанн Субботин определенный к Шелаевской Николаевской церкви (ещё не достроенной; идут споры, что построить: церковь или м/дом).Проживая в д.Шелаево с 10декабря 1857г.,не имел для себя приличного дома и помещался в курной избе, а богослужения отправляли в крестьянском доме.

18июня 1859г.Парфений дал резолюцию "...не замедляя дела дозволить прихожанам строить церковь".

14декабря 1859г. прихожане Шелаево заключили условия на построение храма с подрядчиком с.Рыбинского из поселенцев крест. Андрианом Лыковым, обязавшимся за 600рублей построить церковь. Составили приговор коим просили, вместо каменного фундамента построить церковь на лиственничных стойках и без обшивки тёсом.

Заложение храма совершилось 29мая 1860г. ...и к 1861г. была уже в готовности.  Иконостас уступлён из Канского Енисейского собора, из придела Покрова П.Б. за сходную цену.

25мая 1861г. совершено освящение храма.

В 1886году при церкви открыли церковно-приходскую школу. Школа была одноклассная.У истоков школы  стояли заведующие школой: священники- Александр Парчшев, Благодатов, Гаврииль Суховский, Виталий Мухачёв, Александр Ольчович.

Первые учетиля,которые работали при церковно-приходской школе: Львова, Капитолина Кулакова, Таисия Гобова, Ермолай Данилов.

С присоединением Предбайкалья к Российскому государству возникла необходимость заселения и освоение нашего края. Местные воеводы и приказчики отправляли специальных вербовщиков для призыва вольных людей и торгово-промышленных. Такой порядок назывался "по прибору". Переселяли крестьян и по правительственному указу. Наш район осваивали ссыльные, переселенцы и вольные люди, которые бежали от крепостной неволи или от наказаний. Поэтому, как видим из архивных : население состояло из коренных сибиряков и переселенцев из губерний Могилевской, Псковской, Витебской, Тамбовской, Орловской и Подольской. Все православные.

Пашни очень скудны, среди громадных  вековых лесов трудно возделывать землю, которая по большей части на низких местах жидка, тундриста. Пашни приготовляют на "гарях",далеко от жилья. Впрочем, с удалением пушного зверя в глубь тайги, с увеличением год от году населения и здесь стали охотнее приниматься за  пашни, тем более, что увеличился спрос на хлеб и поднялась цена на него.

До 1896года люди объединились  в отдельное сельское общество, куда входило 11 Онских селений.

Деревни: Почетская, Тенчетская. Хандальская. Соколовская, Покатейская, Лапинская, Пойменская,Трёминское, Бузыкановская, Шиткинская и Шелаевская.

К 1900годам и до революции Шелаево было волостным селом.

Деревню увидишь только тогда. когда в неё въедешь или вплоть подплывёшь. С каждым годом село увеличивалось.

В1911г. было 65 дворов(мужчин-134чел. и женщин-92чел.).Шелаево было волостным  селом. В волость входило 26 селений. Улицы находятся вдоль берега реки. За селом была поскотина. До войны она огораживалась изгородью из горизонтальных жердей. Основным занятием коренных жителей была охота и рыболовство, когда появились переселенцы-начиннается хлебопашество. На селе были и свои плотники: Мотыко Ф.И., Черноусов М.Д., Полозов П. До Советской власти в селе находился зерновой склад, лавки, мельница. Мельница стояла на реке Бирюса в узкой протоке в пятистах метрах от села , позднее старые жернова перетащили в сельхоз артель,присоединили к дизелю и стали молоть муку для местных жителей. Село было не богатое. Только около 10 дворов выделялись зажиточные.

Кореневская А. С.вспоминает:" В 1928году наша семья прибыла в Шелаево из России. Село было небольшим .Низкие крестьянские дома и большие, крепкие дома кулаков. Они сохранились до сих пор:

1.Васин-"Васино поместье"-территория д/сада и магазина"Бирюса".

2.Волков -разрушенное здание на берегу реки.(напротив здания старой почты)

3.Ефимцев -здание сельской администрации.

4.Ермагенов -здание больницы.

5. Герасимов Е.Ф.- в настоящее время живет учитель - Курочкин С.Е.

При Советской власти они были сосланы.

Герасимов Евлампий  Филиппович(1879г.р.) . В январе 1930 арестован по обвинению антисоветской агитации и осужден по ст 58-10УК РСФСР на 5 лет. И лишён свободы. Отбывал в Мариинском лагере Томского округа, откуда в июне 1931г. бежал под фамилией Каверзин. 7 августа 1932г. вновь арестован органами ОГПУ как Каверзин Ефим Александрович. Постановлением судебной тройки пп ОГПУ ДВК от 8 января 1932г. осужден к расстрелу. Приговор приведен к исполнению 18ноября1932г. в г. Владивостоке.

25марта 1991 Герасимов Евлампий  Филиппович - он же - Каверзин Ефим Александрович реабилитирован посмертно( арх.уг.Дело №ПУ-7048)

Гражданская война коснулась и нашего села. Мимо нашего села проходили чехи и останавливались в нашем селе. В годы гражданской войны воевали и наши односельчане. Одним из отрядов Шиткинского фронта командовал замечательный командир Кондрат  Миныч  Курчевский,  умер в 1967г.

После провозглашения Советской власти в 1917г. в с. Шелаево был организован партком, членами которого были: Конанов,Погодин,Лац -политический ссыльный из  Латвии .Бабахин, Пушкин, Ханжалов(грузин).  В1920 году была создана первая коммуна, которая в этом же году и распалась. В1928г.была снова создана коммуна. во главе которой был Павел Никифорович Гультяев. Работы в коммуне было много. Вспоминает Ф.М. Матыко: "Пахали, сеяли вручную, обрабатывали поля. Руками вырывали осот и другую траву, складывали в фартуки и носили в межу. Убирали серпами. Сушили в ригах. Рига- это небольшая избушка, примерно 2 метра шириной и 4 метра длиной. Пола не было, была земля. Выше делали настилы из жердей, а на полу клали печь из камней. На жерди клали снопы вверх колосьями, чтобы колос высох и топят ночь печь. На утро первые петухи запевают- в 5часов утра вытаскивают и молотят. Веют: у кого веялка, а кто на ветру".В1928г. был организован колхоз"Новый путь".Первым председателем которого был Каверзин Н.Е.. В этом же году коммунары влились в колхоз.

Из рассказа МатыкоФ.И."принимал участие в установлении Советской власти в нашем селе. Имею медаль за разгром банды и из Иркутска грамоту.

1920-1930г.г. стали в кредит продавать сельскохозяйственные машины и создавать коммуны. В нашем селе тоже появился трактор. Пригнал его Шинкевич Николай Дмитриевич. Председателем коммуны был -Павел Никифорович Гультяев. Потом пошла сплошная коллективизация, стали раскулачивать и ссылать в ссылки .В1930г.организовались и у нас банды. Бандитизм был связан с Москвой. В Москве разоблачили 40 человек, они имели своё правительство и газету. Главарь банды был москвич Старцев и его помощник Степаненко Корней - Глинский..У нас организовался военный штаб. В состав штаба входили: Симанков Ф., ГультяевП.Н., Богданович П., Куфтин - учитель, Матыко Ф.И., Кураков М.К.- председатель сельского совета.

Из Канска прислали 2 пулемёта и 10 винтовок. Как то один раз возвращались мы все из разведки, подъезжаем к речке Пойма. догоняет нас полная телега колхозников и говорят, что в в деревне банда. Выставили часовых. На вторую ночь пошли в наступление. Дело было в июле месяце. Шли с вечера до утра цепью. Часть бандитов поймали и угнали в Канск, а часть бандитов скрылась в лесах. Банда долго не давала о себе знать. Степаненко Корней скрывался в землянке. К осени их обнаружили. Корнея взяли живого. После того, как мы разгромили банды, сослали кулаков, нам уже никто не мешал и мы стали поднимать наш колхоз."

В 60-е годы в наших местах произошли изменения. Село  электрифицировано, свет горит круглосуточно. Первая лампочка Ильича загорелась в 1958г.

Глухую и непроходимую тайгу разбудил шум тракторов и машин, экскаваторов, бульдозеров. Через болото и буреломы пролегла железная дорога.  Многие старожилы  впервые услышали гудок паровоза, да и сам паровоз. Железная дорога проложена в нашу окрестность в 1960г. и пущена в эксплуатацию в 1963г..

Изменилось само село . В 1973г. вступила в эксплуатацию новая школа.

 

© shelaevskaya-schkola

Создать бесплатный сайт с uCoz